Взрыв шаттла «Колумбия»

1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю взорвался космический шаттл «Колумбия». Причина аварии – незаметный дефект в одном из крыльев космического аппарата (отлетевший фрагмент обшивки термозащиты). Стоимость самого шаттла составляла 2 миллиарда долларов США. На расследование катастрофы была потрачена сумма в 500 миллионов долларов США, что сделало это расследование самым дорогостоящим в истории авиации. Общая стоимость катастрофы, согласно данным NASA, составила 13 миллиардов долларов США.

Взрыв шаттла, Колумбия, входящего в число первых орбитальных аппаратов NASA, унес жизни команды.

Шаттл «Колумбия» 28 раз летал в космос, провел в космосе 300,74 суток, совершил 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел, в общей сложности 201 454 702 км.

Шаттл Колумбия (Columbia) начал разваливаться около 9 утра по времени Восточного побережья (17:00 мск) 1 февраля 2003 года за 16 минут до посадки. Катастрофа произошла при скорости 20000 км/час , на высоте около 63 км и катапультироваться астронавты не могли.

Жители штата Техас наблюдали белую полосу, оставляемую в небе космическим кораблем. При этом было видно, что Корабль развалился на две части, а затем от них начали отделяться более мелкие куски. Некоторые говорили, что слышали взрыв.

Ровно в 9 утра по времени Восточного побережья США связь с Columbia была потеряна.
Все телеканалы Америки прервали передачи и показали отваливающиеся в воздухе части от идущего на снижение космического корабля. Специалисты говорят, что увиденное практически повторяет картину, наблюдавшуюся в небе, когда сгорела в атмосфере российская космическая станция “Мир”.

Начальные стадии спуска, начатого в 16:15 мск над индийским океаном прошли как обычно и в 16:51 мск “Колумбия” вошла в воздушное пространство США над побережьем Калифорнии, готовясь к приземлению на взлётно-посадочной полосе 33 Космического центра им. Кеннеди, шт. Флорида ( планируемое время приземления 17:16 мск)

Первый сигнал о неполадках появился в 16:53 мск, когда был потерян контакт с температурным датчиком гидравлической системы в левом крыле и датчиками закрылков. Спустя три минуты отказал ряд других датчиков, в частности, датчики тормозной системы и давления в шинах шасси левого крыла. Но челнок продолжал снижаться. Датчики температуры корпуса шаттла в районе ниши левого колеса шасси показали рост температуры на 60 град. по F, против 15 град. по F на аналогичном участке правого крыла.

Вскоре после возникновения температурного перепада, бортовая автоматическая система управления полетом Columbia зафиксировала значительное нарастание сопротивления воздушному потоку со стороны левого крыла корабля. Нарастание было столь сильным, что системе пришлось начать активно манипулировать элеронами шаттла, чтобы компенсировать его отклонение от расчетного курса в левую сторону. Причем элероны были выведены на большие углы атаки, что не характерно для этого участка снижения шаттлов при приземлении

В 16:58 отказали три температурных датчика левой стороне корабля, и на компьютере “Колумбии” зажгись индикаторы падения давления в шасси, что вызвало обеспокоенность пилотов. Они подтвердили что видят это в ответ на запрос центра управления и это были их последние слова. В 16:59 данные о температуре на поверхности корабля перестали поступать совсем и уже через минуту центр управления полетами перестал получать какие-либо сигналы с корабля.

Оторвавшийся во время старта ( через 1 м. 20 сек) кусок изоляционной пены от термозащиты топливного бака ударил лицевую кромку левого крыла шаттла. Область удара не была видна из иллюминаторов шаттла, и, в этом полёте, в комплектацию “Колумбии” не входила рука-манипулятор, поэтому степень повреждения оценить визуально не удалось. Но так как на взлёте этот участок так-же испытывал значительные динамические и тепловые нагрузки то инженеры решили, что повреждения незначительны.

За всё время пилотируемых полета шаттлов NASA ни разу не теряло экипажи кораблей при их приземлении ведь в 1986 году Challenger взорвался вскоре после старта.

Обломки Колумбии разбросаны по большой территории в штате Техас. Представитель полиции техасского городка Нагодош, расположенного в восточной части Техаса к северу от Хьюстона, неподалеку от границы с Луизианой сообщил, что в результате падения нанесен небольшой ущерб ряду частных домов и зданиям различных офисов.. По словам лейтенанта многочисленные обломки шаттла обнаружены , как в городской черте, так и в окрестностях. Некоторые из них достигают в длину более метра, другие можно уместить на ладони. Представитель полиции также отметил, что часть обломков обуглена.

Власти зафиксировали 1,5 тыс. звонков с информацией об обнаруженных частях Колумбии. Для сбора обломков прибыли солдаты близлежащих воинских частей, Все обнаруженные обломки немедленно берутся под охрану, а прилегающая территория огораживается специальными лентами для того, чтобы местные жители не могли приблизиться к частям корабля, которые, как полагают специалисты, способны причинить вред здоровью. Сообщалось что они могут быть радиоактивны и токсичны. Всем жителям прикасавшимся к обломкам рекомендовано тщательно вымыть руки. Техас объявлен зоной бедствия, по официальной версии из-за облака мелких частиц около 150 км в длину и от 20 до 35 км в ширину., оставшихся от взрыва. Сообщалось, что от 45 до 50 жителей графства Накогдочес (штат Техас) госпитализированы после прикосновения к обломкам шаттла Columbia.

Последний полёт Колумбии.

Шаттл Колумбия (113-й полет МТКК) отправился в свой последний 28-ой полёт 16 января 2003 года в 15:39:00.050 UTC (18:39:00.050 мск) со стартового комплекса LC39A ( подвижная стартовая платформа MLP-1), Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт.Флорида.

Полет имел обозначение STS-107.
Старт обеспечивала команда компании United Space Alliance.
Вес стартовой системы – 2.055.902 кг.
Вес орбитальной ступени при старте – 119.720 кг.
Основной задачей полета являлось проведение научных исследований и экспериментов
Всего в ходе 16-ти дневной автономной миссии было запланировано около 80-ти экспериментов, в том числе и микробиологических (подробнее файл NASA – 13 Мб).

Запланированная длительность полета – 15 дней 22 часа 11 минут.