Крупнейшая авиакатастрофа в истории авиации в аэропорту Лос-Родеос

Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Роде́ос — авиационное происшествие произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. В результате столкновения двух самолётов Боинг-747 погибло 583 человека. Эта катастрофа остаётся крупнейшей по количеству жертв за всю историю авиации (не считая террористического акта 11 сентября 2001).

Инцидент произошёл на земле. Самолёт авиакомпании KLM рейс 4805 под командованием капитана Якоба ван Зантена, совершая взлёт, на скорости 250 км/ч врезался в следующий ему навстречу по той же взлётной полосе лайнер авиакомпании «Пан Американ» рейс 1736 под командованием капитана Виктора Граббса (57 лет, 21000 лётных часов).

Аэропорт Лос-Родеос находится в северной части острова Тенерифе и является вторым аэропортом Канарских островов по количеству пассажиро- и грузоперевозок.

В этот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас был совершён террористический акт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали в зале ожидания аэропорта бомбу, акт не повлёк человеческих жертв, однако из-за опасений повторных терактов было принято решение закрыть терминал.

В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос оказался перегружен.Самолёты, ожидающие открытия Лас-Пальмас, заняли все стоянки.

После почти 4-часового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы. Экипаж «Пан Американ» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу будучи блокирован Боингом КЛМ и заправочным автомобилем.

Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру Ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов.

Следуя инструкциям диспетчеров, Боинг КЛМ проследовал в конец основной взлётной полосы и развернулся на 180 градусов,что является трудным манёвром для Боинга-747 на узкой полосе, после чего остановился. Капитан КЛМ перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций.

Во время руления погода ухудшилась. Туман ограничивал видимость 300 метрами.Командир Боинга «Пан Американ» почти сразу же получил указания рулить вслед за Боингом КЛМ, им было приказано следовать по той же взлётной полосе и свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться на параллельную ВПП. Однако, достигнув дорожки C3, экипаж «Пан Американ» отметил, что для того чтобы свернуть на неё, им нужно повернуть на 135°, что для Боинга-747 почти невозможно на столь узкой полосе. Экипаж решил, что диспетчер приказал им свернуть на дорожку C4, которая находилась дальше по ВПП и требовала поворота лишь на 45°, хотя диспетчер ясно приказал сойти на C3.

В это время видимость упала до 100 метров, и экипажу «Пан Американ» было сложно определить рулёжную дорожку. Осевые огни, определяющие границы взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали. Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, экипаж «Пан Американ» и экипаж КЛМ по нескольку раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах, пилоты «Пан Американ» и КЛМ встревали в разговор и перебивали друг друга.

В то время как Боинг «Пан Американ» проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, Боинг КЛМ уже был готов к взлёту, и второй пилот КЛМ сообщил диспетчеру о готовности и запросил разрешения на взлёт.

В этот же момент момент экипаж «Пан Американ» сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа КЛМ для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине КЛМ.

В то время как Боинг КЛМ начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж «Пан Американ» сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна. Услышав эту фразу, бортинженер КЛМ выразил пилотам свою озабоченность, что возможно «Пан Американ» ещё не ушёл с полосы… Через 14 секунд произошло столкновение.

Командир «Пан Американ», обнаружив приближающиеся огни Боинга КЛМ,немедленно дал полный газ и попытался уйти влево с полосы.Для завершения этого манёвра ему не хватило 10 секунд… Капитан КЛМ, разглядев пытающийся съехать с взлётной полосы Боинг, резко потянул штурвал на себя и попытался оторвать машину от земли,это ему удалось,но высота была недостаточной, и КЛМ стойками шасси в буквальном смысле слова вскрыл фюзеляж Боинга «Пан Американ», образовав гигантскую дыру.

Салон первого класса, располагавшийся на втором этаже Боинга «Пан Американ», разрушился, хвостовая часть отломилась. Нос «Пан Американ» воткнулся в край ВПП,возник пожар и последовали взрывы.

При ударе стойки шасси борта КЛМ были срезаны. Воздушное судно упало обратно на ВПП примерно на расстоянии 150 метров.На месте крушения немедленно вспыхнуло сильное пламя. 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся в Боинге компании КЛМ, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Боинга «Пан Американ», 326 пассажиров и 9 членов экипажа погибли при ударе или в огне. Так как носовая часть самолёта мало пострадала, среди спасшихся (61 человек) оказались капитан, второй пилот и бортинженер.

Более 70 специалистов из Испании, Нидерландов, США, включая представителей обеих авиакомпаний, занимались расследованием этого инцидента. Факты показывали на ошибочную интерпретацию команд диспетчера, которые вызвали неправильные решения экипажа KLM.

Причины катастрофы,озвученные международной комиссией: Капитан Боинга авиакомпании КЛМ неправильно интерпретировал команду диспетчера и не прервал взлёт в момент доклада «Пан Американ» о том, что их самолет всё ещё находится на взлётно-посадочной полосе.

Помехи в радиосообщениях, постоянные вклинивания пилотов в эфир друг друга стали одной из основных причин трагедии. Экипаж Боинга «Пан Американ» ошибся в тумане и проехал указанную диспетчером рулёжную дорожку С3.

Международная организация гражданской авиации выработала единый для всех международных аэропортов стандарт фраз. В частности, сейчас от экипажей требуется вместо кратких ответов «ОК» или «Роджер» («Вас понял») повторять ключевые пункты поступившего приказа. Изменена процедура принятия решений экипажем, включающая взаимное согласие членов экипажа, отвечающих за пилотирование. А так же установлено, что слово “Take off” (Взлёт) используется только при факте разрешения взлёта диспетчером и подтверждении факта разрешения взлёта пилотом, в остальных случаях используется слово “departure” (отправление). Однако правила радиообмена на русском языке такого ограничения не устанавливают…

На острове Тенерифе был построен второй аэропорт, Рейна-София. Он располагается на юге острова и отличается куда более предсказуемыми погодными условиями, нежели аэропорт Лос-Родеос.