Катастрофа “Конкорда” под Парижем

Катастрофа Конкорда под Парижем 25 июля 2000 — авиационная катастрофа сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» авиакомпании Air France, выполнявшего рейс 4590, первая и единственная катастрофа данного типа самолётов. Произошла 25 июля 2000 года в пригороде Парижа, в трёх километрах юго-западнее международного аэропорта имени Шарля де Голля. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в момент крушения на земле.

25 июля 2000 года сверхзвуковой лайнер “Конкорд” компании “Эр Франс” через 3 минуты после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль рухнул на землю. Погибли 113 человек.
За несколько минут до катастрофы на взлётно-посадочной полосе 26П совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося из Японии с саммита «большой восьмерки». В то время как Боинг-747 выруливал на стоянку, с той же ВПП 26П совершал взлет пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.

25 июля 2000 года “Конкорду” компании “Эр Франс” предстояло совершить чартерный рейс AF-4590 из Парижа в Нью-Йорк. Фирма “Петер Дайлман” из Германии зафрахтовала его для перевозки в Нью-Йорк туристов, купивших билеты в двухнедельный круиз. Так что большинство пассажиров, 96 из 109, – немцы.

“Конкорд” с бортовым номером F-BTSC в “Эр Франс” называли “Танго Сьерра Чарли” (по латинским буквам). Впервые он поднялся в небо 31 января 1975 года, то есть он самый старый из всех “Конкордов”, находившихся в эксплуатации до последнего времени. Но при этом налетал не так много, как другие, – менее 12 тысяч часов.

Чартерный рейс AF-4590 обслуживался опытным экипажем, – каждый из пилотов налетал не менее 10 тысяч часов. На “Конкорде” они провели от одного до трех лет, а второй пилот был к тому же инструктором на самолетах данного типа.

Лайнер заправили 119 т авиатоплива, однако отправку рейса задержали. Это произошло по двум причинам: во-первых, багаж многих пассажиров доставили с опозданием, во-вторых, пришлось менять одну из деталей на двигателе. Система реверса двигателя № 2 вышла из строя еще 24 июля, когда “Конкорд” возвращался из Нью-Йорка. По словам специалистов, можно было обойтись и без ремонта: правила технической эксплуатации позволяют совершать полет при неисправном реверсе на одном из двигателей. Однако командир настоял на проведении ремонта.

На складе нужной детали не оказалось. В запасе у компании имелось два нелетающих “Конкорда”. С одного из них механики “Эр Франс” и сняли агрегат, который управляет системой реверса. Вся операция замены продолжалась около получаса.

Наконец “Конкорд” занял место на исполнительном старте; экипаж получил разрешение на взлет. Диспетчер отдал команду после набора высоты занимать эшелон 10, 5.

В 16.42 по местному времени “Конкорд” начал разбег по ВПП аэропорта Шарль-де-Голль. На скорости 360 км/час второй пилот потянул штурвал на себя – нос самолета медленно пошел вверх. Носовая стойка шасси уже оторвалась от “бетонки”, но две главные продолжали подпрыгивать. Один из ударов, особенно сильный, сопровождался резким звуком. Спустя несколько мгновений самолет оторвался от земли.

Диспетчеры, наблюдавшие за взлетом, тут же сообщили на борт о воспламенении в хвосте самолета. Двигатели издавали странный шум – в несколько раз громче обычного.

Второй пилот потянулся к крану выпуска-уборки шасси, когда раздался сигнал пожарной тревоги и на приборной панели замигало табло: “Пожар левого двигателя № 3″. Командир быстро перекрыл подачу топлива в двигатель и включил противопожарную систему, в то время как второй пилот попытался убрать шасси аварийным способом – вручную.

“Конкорд” с трудом держался на высоте около 500 м. На приборной панели загорелось табло: “Пожар в левом двигателе № 4″. Двигатель тут же отключили, но противопожарная система исчерпала свои возможности. “Конкорд” способен держаться в воздухе и при двух отказавших двигателях, но для взлета требуется максимальная мощность.

Командир решил поднять машину в воздух и дотянуть до аэродрома в Ле-Бурже – всего десяток километров. Пытаясь набрать хоть немного высоты, он изо всех сил тянул штурвал на себя, но тщетно. Лайнер быстро терял скорость, а тяги двух двигателей явно не хватало, чтобы удерживать 180-тонную машину в воздухе. Последние 20 м “Конкорд” падал хвостом вниз.

Самолет, задев сначала высоковольтную линию, затем двухэтажную гостиницу “Отелиссимо”, рухнул на окраине Гонеса, примерно в 3 км к юго-западу от аэропорта. Взрыв многих тонн горючего – и место катастрофы накрыли всполохи пламени, густой едкий дым. От ударной волны во многих домах вылетели стекла, а сотрясение почвы зафиксировано даже сейсмологическими станциями Германии. Силой взрыва многотонные двигатели отбросило на 500 м, а хвостовую часть – на 200 м. Более мелкие фрагменты конструкции находили на расстоянии 1200 м от места падения “Конкорда”. Все пассажиры и экипаж сразу погибли.

Жандармы оперативно оцепили территорию. Более 400 пожарных, оснащенных самой современной техникой, несколько часов боролись с огнем. Спасатели, разбившись на группы, начали по секторам обследовать район катастрофы. Обнаружить удалось лишь 82 тела из 113-ти; остальные бесследно сгорели.

Когда происходят большие катастрофы, многие невольно думают о Боге и о судьбе.

Хайнриху Верхану из Ганновера шел 91-й год, но, несмотря на преклонный возраст, он часто и много путешествовал. Состоятельный бюргер решил отправиться в поездку по Карибскому морю, заплатив 8 тысяч марок. Пришлось потратиться и на авиабилет. На тот самый рейс AF-4590…

65-летний мультимиллионер Андреас Шраннер два года назад продал фирму и решил пожить в свое удовольствие. Хотел отпраздновать день рождения на борту роскошного лайнера, пригласил всю семью: жену Марию, дочь Андреу, зятя Кристиана Айха и двух внуков – десятилетнего Максимилиана и восьмилетнюю Катарину. Дети особенно радовались путешествию. Кристиан Айх, кстати, тоже довольно известный в Германии человек – менеджер БМВ и директор музея истории этого концерна. Погибли все три поколения семьи.

Удивительна судьба 66-летнего Вольфганга Шниттера из Потсдама. Во времена ГДР просто каменщик, после объединения Германии быстро разбогател: купил дом, дорогое авто, хотел посмотреть мир…

На фоне состоятельных пассажиров особенно трогательна история семейной пары скромных молодых учителей из городка Менхенгладбах-Рейдта. Маргарет и Клаус Френцен, у них трое детей, копили деньги на поездку буквально с первого дня семейной жизни. Клаус к тому же был страстным поклонником “Конкордов”, собирал всю информацию об этом самолете и хотел лететь именно на нем…

Но нашлись и счастливчики, кого пощадила судьба. Берлинский киноактер Гюнтер Пфитцман, 76 лет, получил приглашение принять участие в круизе в качестве шоумена. Незадолго до этого он перенес инфаркт и поэтому решил отказаться от заманчивого предложения.

Тридцать три участника круиза, среднего достатка, решили сэкономить именно на полете на “Конкорде”. Они отправились в Нью-Йорк другим, более дешевым, рейсом и узнали о трагедии уже на борту теплохода.

Два венгерских туриста умудрились сфотографировать горящий “Конкорд”. Снимок, проданный агентству Рейтер, вероятно, за пару тысяч долларов, в тот же день был показан по телевидению, а на следующий – обошел первые полосы газет во всем мире. Между прочим, за продажу эксклюзивных прав какому-нибудь журналу наподобие “Пари-матч” венгры могли бы получить раз в пятьдесят больше.

На миллион франков вправе был рассчитывать японец, вылетавший 25 июля из Парижа в Токио и сфотографировавший горящий “Конкорд” через иллюминатор своего самолета. Его снимки, отличного качества, запоздали. Однако японский турист не остался внакладе, продав фотографии двум британским газетам. “На одном из снимков видно, что огонь струится не из двигателей. Такое впечатление, что пламя вызвано утечкой керосина, который вытекает где-то выше турбин”, – сделали вывод эксперты.

Двое водителей-испанцев успели запечатлеть полет горящего “Конкорда” на видеопленку и выгодно продали ее телевидению.

Сообщения о катастрофе моментально появились в эфире и привели в состояние шока не только Францию, но и всю Европу. На Парижской, Нью-Йоркской и Токийской биржах упал курс акций авиакомпаний “Эр Франс” и “Бритиш эйрвэйз”.

Первая реакция в Англии на катастрофу “Конкорда” – потрясение, неверие в случившееся и даже некое уязвленное чувство национального достоинства. “Самый надежный в мире”, “идеал технического совершенства”, “символ победы европейской конструкторской мысли над гегемонией американских “Боингов”, – гласили в свое время комментарии. Кстати, в день трагедии под Парижем из-за технических неполадок был отменен полет “Конкорда” из Лондона в Нью-Йорк. Пассажиров пересадили на “Боинг”.

Англичане в большинстве своем считают, что свою роль в катастрофе сыграл целый ряд факторов – от технических до человеческих. Эксперты напоминали, что за секунды до падения лайнер будто застыл в воздухе. Такое может случиться, если контроль над машиной полностью потерян, а экипаж бездействует.

“Черные ящики” уцелели в пожаре; расшифровка записей добавила пищи для размышлений.

Рассматривая возможные причины катастрофы, специалисты сразу отвергли версию о теракте как “не имеющую ни малейших оснований” и выдвинули на первый план “технические проблемы”, точнее говоря, неполадки в одном из двигателей.

Серьезные подозрения вызывало качество срочного ремонта системы реверсной тяги. Сразу после катастрофы жандармы изъяли все журналы ремонтных работ. Обломки самолета доставили на военно-воздушную базу Дюни.

В печати появились сообщения, что виной всему – небрежность техников, заменявших деталь на втором двигателе “Конкорда”. Эти предположения отчасти подтверждались заключением экспертов о наличии в двигателе “инородного тела” (им вполне могла стать забытая отвертка). В ответ Национальный профсоюз техников гражданской авиации выступил с заявлением, в котором осудил “кампанию, направленную на то, чтобы поставить под сомнение работу механиков, осуществлявших ремонт авиалайнера”.

Тем временем все полеты “Конкордов” запрещены. Двенадцать самолетов стояли в Париже и Лондоне, а еще один оказался в Нью-Йорке. Началось тщательное обследование их технического состояния. Но кроме микротрещин, обязательных для любой металлоконструкции, ничего подозрительного обнаружить не удалось. Четыре турбореактивных двигателя “Олимпус-593″ оказались исправными, с запасом ресурса. В расследовании принимали участие специалисты Международной организации воздушных перевозчиков и американское федеральное управление авиации (FAA), но и они не обнаружили технических дефектов, и запрет на полеты “Конкордов” сняли. Первую после почти двухмесячного перерыва посадку “сверхзвуковика” приветствовали около сотни представителей кампании.

Что послужило причиной гибели “сверхзвуковика”? По главной версии, при взлете лопнули шины и было повреждено шасси. Обломками металла пробило топливные баки, и пламя охватило двигатели. Устройство шасси у “Конкорда” имеет свои особенности. Во-первых, ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18 градусов) лайнер снабжен высоким шасси, – в результате ось самолета находится на высоте 5, 4 м над поверхностью земли. Шасси трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1, 23 МПа, а главных – 1, 26 МПа. “Конкорд” снабжен тремя независимыми гидравлическими системами – двумя основными и одной аварийной.

Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы назвала виновником гибели “Конкорда” покрышку основного шасси самолета, развалившуюся во время разбега перед самым отрывом от земли. Именно этот хлопок и был услышан экипажем; его зарегистрировали и самописцы самолета. Кусок резины, армированный стальным кордом, пробил обшивку самолета и балансировочный топливный бак – горючее хлынуло на раскаленный, работающий на взлетном режиме двигатель. Какое-то время автоматическая противопожарная система справлялась с огнем, но пробоина была так велика, а поток горючего так силен, что вспыхнул и второй двигатель.

Представители “Бритиш эйрвэйз” сделали замечание, что резину надо менять через каждые 35 полетов; французы же умудрялись не менять ее 300 полетов подряд.

Действия экипажа признаны правильными, даже героическими. По мнению экспертов, взрыв самолета был неизбежен, а пассажиры обречены.

Но точку в этой истории ставить рано. “Эр Франс”, которой принадлежал “Конкорд”, подала в суд на американскую авиакомпанию “Континентал эйрлайнз”. Комиссия пришла к выводу, что возможная причина трагедии – отвалившаяся деталь американского аэробуса “Дуглас DC-10″, который взлетел с той же полосы перед “Конкордом”. Специалисты установили: острый кусок металла, обнаруженный при тщательном осмотре ВПП, пробил шину французского самолета, что привело к ее взрыву и пожару двигателей. Согласно международному своду законов, авиаперевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный предметами, упавшими с его воздушного судна. Этот закон позволил “Эр Франс” предъявить иск американской авиакомпании на возмещение ущерба от падения “Конкорда”. С аналогичными исками в суд обратились адвокаты, представляющие интересы родственников погибших при катастрофе.

Американцы признали, что на их самолете отсутствовала деталь, найденная на взлетной полосе французского аэродрома Шарль-де-Голль.

Катастрофа имела бы более серьезные последствия, рухни многотонная махина на центр Гонеса. Так что жители маленького городка, сравнившие падение “Конкорда” со взрывом атомной бомбы, еще долго будут благодарить Бога… и командира экипажа, который, по их убеждению, в последние секунды все же сумел изменить курс фактически уже неуправляемого самолета.